Литературная Одесса

  

А. П. Чехов, А. И. Куприн, И. А. Бунин в Одессе

Я верю: кончается сон и идет пробуждение... идет день свободы.
А. Куприн

Экспозиция зала повествует о пребывании в Одессе таких видных представителей критического реализма, как А. П. Чехов, А. И. Куприн, И. А. Бунин.

О первом приезде летом 1889 года Антона Павловича Чехова сообщили "Одесские новости". Этой газетной информацией открывается витрина, посвященная писателю. В Одессу А. П. Чехов приехал по приглашению актеров гастролировавшего здесь московского Малого театра. Здесь он задумал путешествие на остров Сахалин. Эту поездку он называет "генеральной идеей своей жизни". В результате появляется его книга "Остров Сахалин" - образец высокой гражданской публицистики. Некоторые ее страницы навеяны воспоминаниями об Одессе, в частности эпизод, когда скорбные "сахалинские этапы" грузят в "плавучие тюрьмы" с одесских причалов.

Книга "Остров Сахалин", а также другие прижизненные издания писателя выставлены в витрине. Здесь же - фотографии одесских знакомых писателя: друга детства Антона Павловича П. А. Сер-гиенко, ставшего к тому времени известным одесским журналистом, переводчицы произведений А. П. Чехова на английский язык О. Р. Васильевой.

Целый ряд экспонатов рассказывает о постановках чеховских пьес в одесском Городском театре. Это программы одесских спектаклей, издания пьес "Медведь", "Три сестры", "Дядя Ваня", которые ставились в Городском театре еще при жизни автора. В них участвовали знаменитые Н. Н. Соловцев, М. В. Дальский, великая русская актриса В. Ф. Комиссаржев-ская.

Зимой 1901 года Антон Павлович последний раз побывал в Одессе. Через три года в статье "Памяти Чехова" А. И. Куприн писал: "...сохранился в памяти тот Чехов, каким я его увидел впервые, в общей зале Лондонской гостиницы в Одессе. (...). Я увидел самое прекрасное и тонкое, самое одухотворенное человеческое лицо..." (Статья вошла в посвященный Чехову третий сборник товарищества "Знание" за 1904 год, который представлен в экспозиции).

Начиная с 1896 года в Одессе ежегодно бывает Иван Алексеевич Бунин. История создания ряда его произведений связана с городом. Повесть "Деревня", рассказы "Сила", "Я всё молчу", "Святочный рассказ" (первый вариант "Чаши жизни"), публикации лирических стихотворений представлены в экспозиции. Здесь же экспонируется автограф писателя - издательский договор.

Круг общения И. А. Бунина в Одессе составляли как местные литераторы, так и члены Товарищества южнорусских художников. Среди последних особенно близки писателю Петр Нилус и Евгений Буковецкий. П. А. Нилус был не только художником, но и писателем, что отражено в экспонатах: наряду с рисунками представлены публикации его произведений.

У членов Товарищества южнорусских художников существовал обычай собираться по четвергам у Буковецкого, где Бунин не раз читал свои произведения. Общение с местными художниками, бесспорно, влияло на его творческую манеру. "Я глубоко уверен, что без Одессы он был бы писателем другого оттенка, характера",- писал П. А. Нилус о Бунине.

Посещая в Одессу, Иван Алексеевич часто останавливался в гостеприимном доме Буковецкого. Теперь мебель из этого дома по Княжеской улице использована в музейной экспозиции. Здесь же мольберт художника, на котором среди других рисунков экспонируется портрет И. А. Бунина (из альбома Е. О. Буковецкого).
Но первым одесским знакомцем И. А. Бунина стал известный в то время литератор Александр Митрофанович Федоров.

В экспозиции есть витрина, посвященная Федорову: здесь выставлены отдельные издания его произведений с автографами, фотографии, на которых среди гостей Александра Митро-фановича можно увидеть А. И. Куприна, П. А. Нилуса, Е. О. Буковецкого и других - дом Федорова был центром притяжения творческой интеллигенции.

В 1897 году Бунин пишет: "Я живу в Люстдорфе у Федорова... Тут живет теперь еще Куприн, очень милый и талантливый человек..."

Имя Александра Куприна прочно вошло в литературную жизнь Одессы конца XIX - начала XX веков. Яркий облик города пленяет писателя, здесь он черпает богатый материал для творчества. Свидетельством его безграничного жизнелюбия, широты его творческих интересов являются фотографии, помещенные в витрине. На них писатель запечатлен в самых различных ситуациях - в гондоле воздушного шара, в водолазном костюме перед спуском на дно моря, в военном мундире.

Доскональное знание окружающей жизни сообщало необыкновенную достоверность его произведениям. Авиатор Сергей Уточкин, борец Иван Заикин, с которыми Куприн познакомился в Одессе, стали героями его очерков и рассказов. В экспозиции - портрет Ивана Заикина, его автограф и публикация рассказа Куприна "В цирке", посвященного горькой судьбе русского атлета Арбузова. Рядом - другие произведения, написанные в Одессе: "Господня рыба" - очерк из цикла "Лист-ригоны", "Гранатовый браслет" - повесть о всепобеждающей любви, "Поединок", явившийся крупным литературным событием в канун первой русской революции. В отдельную витрину вынесен "самый одесский" рассказ Куприна "Гамбринус".

Здесь выставлен журнал "Современный мир" за 1907 год с первой публикацией рассказа, фотография прототипа героя произведения Сашки-музыканта. Созданный в дни первой русской революции, рассказ раскрывает тему сопротивления человека злу и несправедливости. Эта витрина и завершает экспозицию зала, логически предваряя тему следующего, посвященного грозным событиям 1905-1907 годов. 

© sity-odessa

Создать бесплатный сайт с uCoz