|
|
|
Литературная жизнь Одессы в годы революции и гражданской войны.В последующих залах музея вы ознакомитесь с литературной жизнью города периода революции и гражданской войны. В Одессе гражданское и художественное формирование литераторов в эти годы проходило в сложных условиях. Власть Советов утверждалась в жестокой схватке с контрреволюцией, иностранной интервенцией. Это было время бурных противоречий, борьбы старого и нового миров, отживания буржуазного и рождения нового быта, новой жизни. В экспозиции можно увидеть книги первых послереволюционных лет - пособия для обучения взрослых, работы В. И. Ленина и А. В. Луначарского, произведения А. С. Пушкина и Т. Г. Шевченко, которые издавались в Одессе в 1919- 1921 годах. Документы того времени - план города 1919 года, декреты, воззвания, листовки, журналы с материалами о событиях тех лет - свидетельство острых битв за Советскую власть. В таких условиях проходил процесс формирования новой, советской литературы. В огне революции и гражданской войны закладывалось и закалялось единство народа и литературы. Первой ласточкой революционной поэзии была поэма Александра Блока "Двенадцать" (экспонируется одесское издание поэмы 1918 года). "О "Двенадцати" сразу начали говорить,- вспоминал Валентин Катаев,- это была осенью 1918 года самая популярная тема". Поэма, в числе прочих произведений нового искусства, помогала молодым поэтам выбрать единственно верный путь - с революцией. Началом этого пути для молодых одесских литераторов стал кружок "Зеленая лампа", созданный в 1918 году. Здесь начинают свой творческий путь Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, Валентин Катаев, Зинаида Шишова, Аделина Адалис и другие. Программы вечеров с их участием, книги, документы, фотографии представлены в экспозиции. Один из экспозиционных комплексов зала повествует о творчестве Юрия Карловича Олеши. Экспозиция - автографы, первые публикации, рисунки, книги - построена как строка, бегущая по странице книги. В боковой витрине-линзе собраны первые издания произведений Олеши - "Зависть", "Три толстяка", "Вишневая косточка". Если бы осуществилась мечта Юрия Олеши о "золотой полке" - памятнике лучшим произведениям отечественной литературы, то рядом с книгами самого писателя непременно оказались бы поэтические сборники его друга Эдуарда Багрицкого. Привлекает внимание образное решение этой части экспозиции. Строки стихов поэта будто вырвались из книжных страниц и легли на белые стены. Начало творческой биографии Эдуарда Багрицкого связано с Одессой. Революция, в которую он, по словам писательницы Зинаиды Шишовой, "вошел как в родной дом", помогла ему отыскать собственную дорогу в искусстве. Первые публикации поэта на страницах одесской прессы напоминают о его активной роли в литературной жизни города. Э. Багрицкий всегда ощущал себя поэтом черноморского города, остался им и после переезда в Москву. Снимок, на котором Багрицкий запечатлен в группе знакомых,- один из последних фотодокументов одесского периода. Его первые книги представлены в экспозиции музея: "Юго-Запад" (уникальный экземпляр с автографом поэта), "Последняя ночь", "Победители". Особую ценность представляет письмо Багрицкого журналисту Э. А. Фурманову, в котором он сообщает о работе над "Думой про Опанаса" - наиболее значительным своим произведением. Рядом экспонируется рукописный список поэмы, выполненный одним из почитателей таланта поэта. Рассказ об Эдуарде Багрицком остался бы неполным, если бы в экспозиции не была отражена короткая, но яркая жизнь его сына Всеволода. Поэзия стала и его жизнью, он мечтал о драматургии... Но в 1942 году осколок фашистского снаряда оборвал жизнь девятнадцатилетнего корреспондента армейской газеты. Полевая сумка, пробитая осколком, и вышедшая в 1964 году небольшая книжка "Всеволод Багрицкий. Дневники, письма, стихи" с предисловием Михаила Светлова завершают фрагмент экспозиции, посвященный Багрицким - отцу и сыну. Четкий контур паруса обрамляет экспозицию, посвященную талантливому мастеру слова Валентину Катаеву. Публикации его ранних стихов, рассказы на страницах газет, перечень одесских адресов, зафиксированных рукой писателя, повествуют о начале его творческой судьбы, связанной с Одессой. Книги издания двадцатых годов, фотографии, сделанные на Капри в доме у Горького, письмо редактору журнала "Россия" рассказывают о насыщенном творческом периоде после переезда в столицу. Символика экспозиции отражает очень важную для понимания творчества Катаева черту: книги его - памятник времени, пропущенного через личную судьбу. |
© sity-odessa |