Литературная Одесса

  

Литературная жизнь Одессы в 30-40 годы XIX века

Знаю, что память моя после меня будет счастливее меня, и потомки тех же моих современников, быть может, со слезами умиления произнесут примирение моей тени.
Н. Гоголь

"Вся литература времен Николая,- писал А. И. Герцен,- была оппозиционной... Слагая песни, она разрушала, смеясь, она подкапывалась. Раздавленная в газете, она возрождалась на университетской кафедре, преследуемая в поэме, она продолжала свое дело в курсе естественных наук". Эти слова служат эпиграфом к экспозиции зала.

В годы реакции, наступившей после подавления восстания декабристов, в Одессе сохранялись свободолюбивые настроения. В книжных лавках продавались произведения запрещенных авторов, в самом городе находили приют опальные литераторы.

С экспозиции этого зала начинается рассказ о новом периоде в истории культурной и литературной жизни Одессы, знаменующемся утверждением русской культуры. С 1831 года газета "Одесский вестник" выходит полностью на русском языке, вдохновленные пушкинским гением ("обаянием пушкинских стихов"), начинают литературную деятельность бывшие воспитанники Ришельевского лицея, открываются русские книжные лавки с кабинетами для чтения, первая в провинциальной России публичная библиотека.

Образ книжной лавки использован в художественном оформлении зала - ряды старинных книг на полках, книги и газеты, разложенные на столе. Именно такая лавка с кабинетом для чтения, а не частный дворянский салон, становится местом общения деятелей литературы.

В экспозиции помещены страницы газеты "Одесский вестник", журнал "Литературные листки" - приложение к "Одесскому вестнику". Отметим, что в одесской газете появился первый в провинциальной печати некролог А. С. Пушкина. Пройдет четыре года - ив "Одесском вестнике" будет напечатан первый в России некролог М. Ю. Лермонтова.

Самым замечательным явлением в истории развития культурной жизни Одессы тридцатых годов XIX века было издание первых литературных альманахов, где публиковались произведения Н. М. Языкова, А. А. Шишкова, Ф. Н. Глинки, Е. П. Гребенки, П. А. Вяземского, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова и других известных писателей. Альманахи представлены в разделе, посвященном истории книгоиздания в Одессе во второй четверти XIX века." Первый одесский альманах вышел в 1831 году. Рядом с альманахом "Подарок бедным" за 1834 год помещен портрет одной из его издательниц Е. К. Воронцовой. С историей издания этого альманаха связано единственное сохранившееся письмо А. С. Пушкина к Е. К. Воронцовой. Это был ответ поэта на просьбу графини прислать стихи для альманаха: "Осмелюсь ли, графиня, сказать вам о том мгновении счастья, которое я испытал, получив ваше письмо",- писал Пушкин Воронцовой в 1834 году.

Выпуски "Одесского альманаха" на 1839 и 1840 годы (экспонируются) связаны с именем известного русского критика и литератора Н. И. Надеждина, бывшего издателя московского журнала "Телескоп". В Одессу он приехал в 1838 году после усть-сысольской ссылки, куда попал за опубликование в своем журнале "Философического письма" П. Я. Чаадаева. Ему, предшественнику В. Г. Белинского, критику, ученому и журналисту, удается привлечь к участию в одесских альманахах видных писателей и поэтов. В экспозиции есть журнал "Телескоп" за 1834 год, а также документы, рассказывающие об истории ссылки Надеждина.

Сам Н. И. Надеждин много писал для альманахов, в основном статьи, посвященные жизни Новороссийского края. Экспонируется "Литературная летопись Одессы". Среди литературных работ Надеждина одесского периода - повесть "Сила воли", напечатанная в т. 2 сборника "Сто русских литераторов", вышедшего в С.-Петербурге в 1841 г. Иллюстрацию к повести выполнил Т. Г. Шевченко.

Н. И. Надеждин принял активное участие в основании Одесского общества истории и древностей (1839), целью которого было изучение исторического и археологического прошлого края. Уже вернувшись в Петербург, он написал ряд статей для первого тома "Записок Одесского общества истории и древностей" (Одесса, 1844). В экспозиции несколько томов "Записок", книги, посвященные истории края и изданные в нашем городе.

В 1843 году в члены Общества был принят польский писатель Юзеф Игнацы Крашевский. Впоследствии, автор многочисленных социально-бытовых и исторических романов, он был одним из зачинателей реалистического направления в польской литературе. Результатом его приезда в наш город стала книга, которая помещена в экспозиции,- "Воспоминания об Одессе, Едыссане и Буджаке". Здесь же представлены работы другого польского писателя, жившего в Одессе с 1843 по 1846 год, Теодора Томаша Ежа, деятеля польского национально-освободительного движения, романиста и публициста. В книге "Из одесских воспоминаний" он рассказывает о годах учебы в Ришельевском лицее.

Центральный комплекс зала посвящен пребыванию в Одессе великого русского критика и публициста В. Г. Белинского, который приехал сюда в 1846 году вместе с выдающимся русским актером М. С. Щепкиным. Одесские впечатления критика нашли свое отражение в его переписке. В экспозиции есть портреты В. Г. Белинского и М. С. Щепкина, номера журнала "Отечественные записки" с рецензиями на одесские альманахи и книги, дореволюционные издания произведений В. Г. Белинского. Следующая часть экспозиции рассказывает об одесских литераторах, обративших на себя внимание критика - Т. Ч. (А. Марченко), Зенеиде Р-вой (Е. Ган-Фадеевой), К. П. Зеленецком. У последнего Белинский отмечает "бескорыстное стремление к мыслительное™, до которой у нас мало охотников и для которой у нас так много самых ожесточенных врагов". Пройдет время, и в Вольной русской типографии в Лондоне будут опубликованы найденные К. П. Зеленецким секретные материалы о высылке А. С. Пушкина из Одессы.

Значительным событием в литературной жизни города явилось пребывание здесь великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Он посетил Одессу дважды. Первый раз - в 1848 году. В экспозиции - материалы, посвященные второму приезду писателя - в 1850-1851 годах, когда он провел здесь пять месяцев, работая над вторым томом "Мертвых душ". В центральной витрине раздела экспонируется первое посмертное издание пяти уцелевших глав второго тома, а рядом - один из интереснейших экспонатов: рукописный список этих глав, сделанный в Одессе в 1855 году.

Пребывание Н. В. Гоголя в Одессе оказало огромное влияние на просвещенную общественность города. Свидетельство тому - многочисленные воспоминания современников. Дореволюционные издания мемуарной литературы, посвященной великому русскому писателю, нашли свое место в экспозиции рядом с публикациями одесских писем Н. В. Гоголя и изданиями его сочинений.

В витрине, посвященной теме "Гоголь и театр", представлены прижизненное издание пьесы "Ревизор", вышедшее в Москве в 1841 г., воспоминания актера А. П. Толченова о том, как Гоголь читал одесской труппе "Школу жен" Мольера, опубликованные в сборнике "Из прошлого Одессы", и другие экспонаты. Художественное решение раздела, отражающего одесский период жизни Н. В. Гоголя, несколько театрализовано. В композицию введены предметы украинской этнографии, столь органичные для творческой палитры писателя.

Заключительная часть экспозиции зала посвящена литературной жизни Одессы 1840 - начала 50-х годов. Своеобразным центром культурной жизни города в это время был дом Льва Сергеевича Пушкина, брата великого поэта. Здесь бывали не только одесские писатели и журналисты, друзьями Льва Сергеевича были Н. В. Гоголь, Я. П. Полонский, П. А. Вяземский, Н. Ф. Щербина. Их литературную деятельность в Одессе отражают материалы экспозиции: сборники стихотворений Н. Ф, Щербины и Я. П. Полонского, роман Я. П. Полонского "Дешевый город", рукописный список стихотворения П. А. Вяземского "Нахимов, Бебутов..." с автографом поэта, прижизненные издания его сочинений.

Экспозиция зала наглядно показывает, как в 30 - 50-е годы XIX века нарастает процесс демократизации литературной жизни Одессы, как тема жизни города входит в произведения писателей-реалистов.

© sity-odessa

Создать бесплатный сайт с uCoz