Литературная Одесса

  

Литературная жизнь Одессы перед революцией

Экспозиция зала рассказывает о литературной жизни Одессы в период между двумя революциями (1907-1917), когда чрезвычайно сложными путями шло развитие литературного процесса. Подчеркнуто контрастное, разностиле-вое оформление зала ассоциируется со временем острых идейных столкновений различных школ и течений в искусстве, в цветовой гамме росписи и драпировок преобладают красный и черный тона.

Одна из тем экспозиции посвящена известному писателю Леониду Андрееву. Впервые он приезжает в Одессу в 1902 году. Его впечатления от встречи с городом нашли отражение в фельетоне "На юге" (экспонируется), в одном из значительнейших его произведений - "Рассказ о семи повешенных" (экспонируется первая публикация в альманахе "Шиповник" за 1908 год и отдельное издание). Прототипом главного героя рассказа революционера Вернера был одессит Всеволод Лебе-динцев, лично известный писателю. Выпускник Новороссийского университета, активный участник революционного движения Лебединцев был казнен в годы реакции. Его фотографии и письма соседствуют в экспозиции с публикациями рассказа.

"Наконец я приехал в Одессу. Этот огромный южный порт был для моих шестнадцати лет дверью мира, началом кругосветного плавания",- эти слова принадлежат писателю-романтику, поэту моря Александру Степановичу Грину (Гриневскому). В круглой, похожей на иллюминатор, витрине экспонируются прижизненные публикации его произведений, в которых запечатлены черты Одессы,- "Случайный доход", "По закону", "Капитан Дюк".

В предоктябрьские годы возрастает роль большевистской литературы. Большевики-публицисты, используя как нелегальные, так и легальные издания, своими литературно-критическими работами формируют эстетическое мировоззрение демократических сил. Видный публицист, профессиональный революционер В. В. Боровский писал в автобиографии, что свою деятельность в области литературной критики он рассматривает как "применение... марксистской теории... к литературе". Материалам, отражающим одесский период биографии В. В. Воровского, принадлежит центральное место в экспозиции зала. В витрине представлен оригинал фотопортрета В. В. Воровского 1890-х годов, его письма к дочери, книги: "Отклики жизни" А. В.Луначарского и "Поэзия Людвика Кондратовича", последняя из них передана в музей внучкой Вацлава Вацлавовича. Обе книги - с автографами В. В. Воровского и штампом его библиотеки. В. В. Боровский по поручению В. И. Ленина дважды приезжал в Одессу, а в период с 1907-го по 1912 год был редактором нелегальной газеты одесской организации РСДРП. Одним из "главных писателей-большевиков" назвал В. И. Ленин Воровского в статье "О большевизме".

В Одессе Боровский написал много литературно-критических статей и заметок. Среди них - "В ночь после битвы", "Базаров и Санин". В экспозиции представлены сборник "Литературный распад" и образцы публикаций в одесских газетах "Наше слово" и "Одесское обозрение". Это - заметки, посвященные Т. Г. Шевченко и Л. Н. Толстому.

Соратником Воровского в Одессе был профессиональный революционер и журналист А. К. Воронский. Сюда он приехал в начале февраля 1912 года по поручению В. И. Ленина, где и проработал около года (экспонируются его фотографии одесского периода). В 1912 году А. К. Воронский был арестован и выслан в Архангельскую губернию. Вернулся в Одессу в 1917 году, был избран членом городского комитета РСДРП (б), занимался формированием отрядов Красной гвардии, стоял у истоков советской прессы (экспонируется номер одной из первый одесских большевистских газет "Голос революции"). Впоследствии Воронский возглавил ведущий советский журнал "Красная новь", один из номеров которого - в экспозиции.

Завершает экспозицию зала комплекс, посвященный первому приезду в Одессу молодого Владимира Маяковского. Эпиграфом к этой теме служат слова из начала его поэмы "Облако в штанах": "Это было, было в Одессе...". Написанная по одесским впечатлениям, в частности под влиянием встречи с Марией Денисовой (она стала прообразом лирической героини поэмы), поэма вышла отдельным изданием в 1915 году. Эта редкостная книга - первое "перистое", как называл его сам автор в связи с цензурными сокращениями, издание поэмы "Облако в штанах" - выставлена в центре витрины. Рядом экспонируется еще одно редкое издание - книга В. В. Каменского "Юность Маяковского". В книге описаны и выступления поэтов-футуристов в Одессе в январе 1914 года, и встреча Маяковского с Марией, девушкой "пленительной внешности и незаурядной судьбы". Как бы иллюстрацией к страницам книги Каменского служат фотографии Маяковского тех лет и портрет М. Денисовой.

Для Маяковского, чья поэзия была устремлена в будущее, приход революции был предопределен ходом исторических событий. Свершения Великого Октября принесли в его творчество ту идейную целеустремленность, которая позволила Маяковскому стать лучшим, талантливейшим поэтом Советской эпохи. 

© sity-odessa

Создать бесплатный сайт с uCoz