Литературная жизнь Одессы начала 20-х годов. Формирование молодых творческих сил
Крылатые багряные кони революции вынесли меня, как и тысячи таких, как я, на таинственные вершины, к которым сквозь огонь и дым невиданных на земле битв жадно стремились наши души.
В. Сосюра
Центральный комплекс зала этого периода объединяет материалы, отражающие необычную творческую атмосферу послереволюционных лет, утверждения новой жизни. Трудности времени обусловили специфику печатной продукции: однодневная газета "На хлеб" в пользу голодающих, газета "Известия Одесского губкома" за 20 мая 1921 года напечатана на обороте чайной бандероли. Злободневную тему поднимала брошюра "Современное учение о сыпном тифе", выпущенная в Одессе в 1920 году. На листовке Опродкомгуба (организация, занимающаяся сбором и распределением продовольствия) сохранилась подпись ее составителя Константина Паустовского.
Бумажный голод ощущался остро, как хлебный и топливный. Поэтому в те времена литература пропагандировалась преимущественно устно. Молодые литераторы Одессы, объединившись в "Коллектив поэтов", читали свои произведения на эстрадах рабочих клубов и поэтических кафе. Маленькие рукописные объявления (образцы их представлены в экспозиции) приводили рабочую и учащуюся молодежь на литературные вечера.
Здесь звучали романтические баллады Багрицкого, сонеты Катаева, причудливая поэзия Олеши - ядро бывшей "Зеленой лампы" составило основу нового литературного объединения. Среди членов "Коллектива поэтов" встречаем имя классика украинской советской поэзии Владимира Сосюры. В Одессе В. Сосюра попал в атмосферу бурной литературной жизни. "Будучи курсантом военно-политических курсов при 41-й стрелковой дивизии,- вспоминает он,- я познакомился с Юрием Олешей, с поэтами Шенгели и Багрицким, которые в светлые и добрые руки взяли мое сердце и указали ему путь в глубокое^ небо поэзии". Ввел Владимира Сосюру в круг молодых литераторов кружка "Коллектив поэтов" Эдуард Багрицкий, который заявил: "Этот поэт хоть и пишет по русски, но он - украинский поэт".
24 июня 1920 года в газете "Одесский коммунист" появилось первое украинское стихотворение Владимира Сосюры "Выплата", которым ныне открывается почти каждое издание выдающегося лирика. Строками этого стихотворения начинается экспозиция, посвященная поэту. Здесь представлены рукописи стихотворений, первые поэтические сборники, изданные в Харькове и Киеве, в том числе - первое издание поэмы "Червона зима" (1922). Связь с Одессой Сосюра сохранил на всю жизнь и подчеркивал, что именно здесь он состоялся как коммунист, как гражданин, как поэт.
На импровизированных вечерах "Коллектива поэтов" нередко звучал мелодичный голос Веры Инбер. К этому времени она - уже автор двух сборников: "Печальное вино" и "Горькая услада". В экспозиции прослежен творческий путь поэтессы, пришедшей от модернистско-салонной поэзии "комнатного уюта" к исполненным высокой гражданственности произведениям. Среди материалов раздела есть рукопись шутливой пьесы "Ад в раю", переписанная матерью поэтессы, автобиографическая книга "Место под солнцем", один из вариантов стихотворения "Пять дней и пять ночей", посвященного памяти вождя революции В. И. Ленина.
Экспонируется толстая общая тетрадь, исписанная изящным женским почерком. На первой странице обозначено: "Одесса, 1918 год". В нее вошли поэтические произведения, написанные в течение пяти лет и опубликованные в сборнике "Бренные слова", вышедшем в Одессе в 1922 году.
Оформление экспозиционного комплекса, посвященного Илье Ильфу и Евгению Петрову, вызывает в памяти название романа "Двенадцать стульев", прославившего молодых писателей. В 1920 году Ильфа можно было встретить на всех собраниях "Коллектива поэтов". Его первые произведения не сохранились, но его письма, адресованные одесским друзьям и ныне помещенные в экспозиции, убеждают нас, что литературное призвание его проявилось еще в Одессе. С их страниц предстает умный, ироничный, наблюдательный человек, с присущим только ему способом самовыражения.
В 1923 году Илья Ильф и Евгений Петров встретились в Москве, где они становятся сотрудниками газеты "Гудок". Именно здесь началась их совместная работа над первым романом. В экспозиции есть первые журнальные публикации романа "Двенадцать стульев" и его продолжения "Золотой теленок", а также первое отдельное издание романа с автографом И. А. Ильфа. Содружество писателей продолжалось 10 лет. Результатом его стали повести, рассказы, пьесы (большинство их представлено в экспозиции). Наряду с личными вещами, документами, фотографиями здесь вы увидите первое издание книги "Одноэтажная Америка", которая стала их последним совместным произведением.
В литературной жизни Одессы двадцатых годов немалую роль играла газета "Моряк". Первые номера начали выходить в 1912 году. Тогда она существовала на добровольные взносы черноморских моряков и печаталась за границей. Регулярно газета стала выходить лишь после революции. В передовой статье "Моряка" писалось: "Плохо остаться без хлеба, но без газеты - этого проводника живого слова - остаться немногим лучше". В экспозиции представлено несколько экземпляров газеты "Моряк" того времени, а под ними - композиция, в которой причудливо сплетены мотивы морской экзотики: корабельный барометр, раковины, кораллы, морские звезды в кольце корабельных канатов.
Страницы газеты всегда были открыты для произведений революционной романтики. Здесь Публиковались Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев, Юрий Олеша, Илья Ильф, Исаак Бабель, Георгий Шенгели, Владимир Нарбут. "Судьба морской газеты "Моряк" была в той же степени бурной и интересной, как и жизнь любого ее читателя",- писал активнейший в то время сотрудник газеты, ее ответственный секретарь Константин Георгиевич Паустовский.
Волнующей повестью об Одессе двадцатых годов стала книга К. Г. Паустовского "Время больших ожиданий". Материалы экспозиции как бы иллюстрируют ее содержание. Здесь и фотографии 1915 года, когда Паустовский - санитар военного эшелона - впервые попал в Одессу, и документы времен работы в Опродкомгубе, и узкие пожелтевшие листки, на которых Паустовский - сотрудник "Моряка" - делал выписки из "Лоции Черного и Азовского морей". Все события этих трудных, но счастливых лет запечатлены на страницах повести о "времени больших ожиданий". Одну из ее глав посвятил Паустовский истории своего знакомства и дружбы с Исааком Эммануиловичем Бабелем. "Путевку" в литературную жизнь ему дал Максим Горький, опубликовав в ноябрьской книжке журнала "Летопись" за 1916 год два рассказа молодого Бабеля. Впоследствии Бабель напишет: "Он учил меня необыкновенно важным вещам... Алексей Максимович отправил меня в люди".
Шли годы революции и гражданской войны. Двадцатилетний Бабель стал солдатом, служил в ЧК, в наркомпросе, продовольственных экспедициях, затем сражался в Северной армии против Юденича, в Первой Конной армии... Рассказы из будущей книги "Конармия" впервые появились в "Литературном приложении" к "Известиям Одесского губкома" в 1923 году. Одна из этих публикаций экспонируется. А рядом - журнал "ЛЕФ", редактировавшийся Маяковским. Этот журнал впервые ознакомил с "Конармией" всесоюзного читателя. Впоследствии "Конармия" не раз выходила отдельными изданиями (некоторые из них представлены в экспозиции). И сегодня эта книга остается одним из значительнейших произведений советской литературы о гражданской войне.
Почти одновременно с "Конармией" Бабель создает цикл "Одесские рассказы", запечатлевший пестрый быт дореволюционной Молдаванки - одесской окраины, где прошло детство писателя, колоритные фигуры и характерный юмор ее обитателей. Публикация первого рассказа цикла "Король" на страницах "Известий Одесского губкома КП(б)У" и отдельные прижизненные издания рассказов представлены в витрине.
Бабеля связывала тесная творческая дружба с начинающими литераторами. В экспозиции наряду с фотографиями разных лет и личными вещами писателя - автографы; один из них - предисловие, которое он, уже снискавший имя в литературе, написал для сборника семи молодых литераторов: К. Паустовского, Э. Багрицкого, С. Гехта, Л. Славина, И. Ильфа, О. Колычева, Н. Гребнева.
Экспозицию зала завершают витрины, где представлены книги, фотографии, рукописи, личные вещи активных участников литературной жизни Одессы первой половины двадцатых годов: Георгия Шенгели, ставшего впоследствии переводчиком и теоретиком стихосложения, Льва Славина, чья пьеса "Интервенция", посвященная страницам истории гражданской войны в Одессе, до сих пор не сходит с театральных подмостков страны, Макса Поляновского, в будущем корреспондента "Правды", Льва Никулина и Семена Гехта - известных советских писателей.
Революционные события, борьба за Советскую власть, становление новой жизни - вот что определяло творческие судьбы первого поколения советских литераторов.