Литературная Одесса

  

Литературная жизнь Одессы периода первых пятилеток. I съезд советских писателей

Экспозиция зала освещает панораму литературной жизни страны середины двадцатых - конца тридцатых годов. Фотомонтаж фронтальной стены переносит нас в атмосферу "Будней великих строек", в эпоху кипучей творческой деятельности советского народа, когда крепла и мужала литература первых пятилеток. Экспозиция знакомит с изданиями по истории и теории марксизма, сборниками, посвященными практике культурного строительства. Они дают наглядное представление о мировоззренческой и общественно-политической базе, на которой присходило становление советской литературы.

В центральной витрине зала представлены материалы о скорбном событии в жизни страны - смерти В. И. Ленина. Газеты, журналы, поэтические сборники, вышедшие в траурные дни, содержат множество произведений, посвященных памяти великого вождя пролетариата. В них В. И. Ленин предстает в восприятии писателей и поэтов-современников как идеал новой личности как человек завтрашнего коммунистического дня. К годовщине смерти вождя вышла в Одессе трехтысячным тиражом книга "Пролетарские революционные писатели - Ленину". Ее авторы - представители литературных объединений и кружков города того времени: "Потоков Октября", "Молодой гвардии", "Станка", "Юголефа", "Гарта" (экземпляр этой книги представлен в экспозиции).

Названные литературные объединения были наиболее известными в Одессе. В русле их деятельности, подчас противоречивой, формировалось творчество советских писателей - наших земляков. Каждому объединению посвящен отдельный комплекс экспозиции.

Пролетарский литературный кружок "Потоки Октября" объединял рабочих разных профессий. Он был создан весной 1922 года при Одесских железнодорожных мастерских. В экспозиции представлены уникальные экспонаты: пропуск на заседание кружка, фотография "потоковцев", их рукописи, документы. Организатором литературного объединения был Николай Матяш - автор известной повести "Коровины дети". Книга вышла в Киеве и Москве (украинское издание есть в экспозиции). Членами организации были Татьяна Тэсс, в будущем известная журналистка, писатель Иван Микитенко и начинающие поэты Семен Олендер и Осип Колычев. Руководил кружком Эдуард Багрицкий, которого рабочие в шутку называли "неофициальным литвузом". Посещали кружок Семен Кирсанов, Лев Славин, Семен Гехт.

Зимой 1924 года в истории кружка произошло знаменательное событие - появился первый литературный сборник-альманах "Потоки Октября", где были опубликованы стихи и рассказы его участников. Первый альманах оказался, к сожалению, единственным, но его появление свидетельствовало об ощутимых достижениях в литературном творчестве рабочих. Это редкое издание экспонируется. Стремление быть ближе к массам, знакомить их с творческой работой вызвало появление литературной страницы "Потоков" в газете "Известия Одесского губкома КП(б)У". Экземпляр такой литературной страницы, подаренный музею бывшим "потоковцем" поэтом и переводчиком А. Шпиртом, представлен в экспозиции.

Многие из документов, хранящихся ныне в музее, собраны Сергеем Александровичем Бондариным, чьи стихи нередко звучали на "потоковских" вечерах. Участник "Зеленой лампы", "Коллектива поэтов", "Юголефа", "Потоков", организованных ими литературных вечеров, он бережно хранил все, что связывало его с литературной жизнью города, творчеством друзей. Всю жизнь, начиная с одесского ее этапа, он писал одну большую книгу - исповедь очевидца о времени и о себе. В витрине представлены произведения С. А. Бондарина: его первая большая работа об Одессе "Повесть для моего сына", вышедшая в 1935 году в Москве, рукопись книги "Монгольское детство" с редакторскими правками А. М. Горького.

В 1924 году в Одессе создается литературная организация "Юголеф". Ее возникновение связано со вторым приездом В. В. Маяковского в наш город. Поэт помнил Одессу по первому своему приезду в 1914 году и теперь мог наблюдать, как изменилось лицо города. Его произведения часто печатались на страницах местных периодических изданий. Их можно видеть в экспозиции рядом с прижизненными изданиями поэм "Владимир Ильич Ленин" и "Хорошо".

Приезд Маяковского вдохновил молодых одесских литераторов. В издательстве "Кооператив" выходит сборник "Первомайские стихи", где напечатаны произведения одесских, московских и зарубежных поэтов (сборник экспонируется). Одессу представляли три поэта-юголефовца - Леонид Недоля-Г ончаренко, Сергей Бондарин, Семен Кирсанов. С. А. Бон-дарин и С. И. Кирсанов приходят в "Юголеф" из "Потоков Октября". Возглавляет организацию Л. В. Недоля-Гончаренко, коммунист, участник Октябрьской революции и гражданской войны.

В задачи "Юголефа" входило распространение новых форм социалистического искусства во всех сферах общественной жизни. Активной оказалась его изобразительная секция, объединившая молодых художников. Сегодня в музее представлены экспонаты, доносящие до нас живое дыхание творческого поиска двадцатых годов - эскизы оформления улиц, зданий, образцы шрифтов, номера журнала "Юголеф". Все это сохранилось в архиве известного советского архитектора, бывшего "юголефовца" Николая Соколова.
"Юголеф" окончательно определил литературную судьбу Семена Кирсанова, чье поэтическое дарование проявилось очень рано. Впоследствии он вспоминал: "Я рано начал писать. Это стало моим любимым занятием". В витрине представлена фотография десятилетнего гимназиста и первая записная книжка, где стихи чередуются с задачами по алгебре. В 1922 году он готовит для печати свою первую книгу стихов "Радояст". Сейчас эта бережно переплетенная и проиллюстрированная автором рукопись экспонируется в музее рядом с рукописной обложкой книги "Ваше слово, товарищ Кирсанов" и пригласительным билетом на спектакль юголефовцев "Необычное приключение племени Ничевоков". В витрине представлены и изданные в середине двадцатых годов в Москве книги поэта "Опыты", "Прицел", "Моя именинная", "Стихи в строю", а также карандашные наброски - иллюстрации известного советского художника Давида Тышлера к поэме Семена Кирсанова "Золушка".

В середине двадцатых годов при редакциях газет "Известия Одесского губкома" и "Молодая гвардия" возникают литературные кружки "Станок" и "Смена", которые осуществляли постоянные контакты с "Потоками Октября" и "Юголефом". Деятельность "Станка" и "Смены" была маленьким звеном в крепнущей цепи пролетарской литературы. Отсюда начинается творческий путь известных советских поэтов Вадима Стрель-ченко и Всеволода Азарова.

"К стихам В. Стрельченко и ко всему его творческому облику я отношусь как к чему-то очень чистому, бескорыстному и прозрачному в поэзии". Эти слова Николая Асеева верно определяют суть творчества Вадима Стрельченко. Первая публикация его стихов "Грузчик" и "Металлы" появляется в 1929 году в журнале "Прибой". Пожелтевшие листки рукописей этих стихов соседствуют с другими, чудом уцелевшими листами писем, отправленных семье в дни Великой Отечественной войны. Он ушел на фронт в декабре 1941 года. Людям, знавшим его, он запомнился отважным и решительным воином. Одно из подтверждений тому - письмо писателя Юрия Лебединского, которое тоже экспонируется.

В литгруппе "Станок" Вадим Стрельченко подружился с Всеволодом Азаровым, ныне известным поэтом-маринистом. Литературным дебютом Азарова стало стихотворение "На границе", опубликованное в журнале "У дозорЬ" - печатном органе одесского отделения ЛОКАФа (Литературное объединение Красной Армии и Флота). Номер журнала представлен в экспозиции. Следующая часть экспозиции повествует о ленинградском периоде его творчества - это журнал "Резец" с публикацией стихов поэта, рукописи, книги и фотографии.

Особое место в литературной жизни города в 20-е годы занимали объединения украинских литераторов "Плуг" и "Гарт". Их деятельность была конкретной реализацией ленинской национальной политики на культурном фронте. "...Мы,- писал В. И. Ленин,- всячески помогаем самостоятельному, свободному развитию каждой народности, росту и распространению литературы на родном для каждого языке..." . В музее экспонируются первые публикации произведений представителей нового поколения украинских литераторов на страницах местной периодики. При редакции газеты "Червоний степ" весной 1924 года и возникает революционно-художественная студия "Гарт" - филиал союза пролетарских писателей Украины. Возглавил ее И. К. Микитенко, тогда начинающий писатель. На групповой фотографии можно увидеть собравшихся вокруг него членов одесского отделения "Гарта"; рядом - пригласительный билет на имя Микитенко от этой литстудии на объединенный пленум литературных организаций города, который состоялся в январе 1925 года.

В том же году выходит в свет листовка-плакат "Гарт" - Жовтню". История её появления такова: одесскому "Гарту", который к тому времени приобретает широкую известность в республике, было предложено издать сборник, посвященный 8-й годовщине Октября. Но на сборник не хватало ни материалов, ни времени, ни бумаги. Тогда был оперативно издан литературный плакат. Он представлен в "гартовской" витрине. Литературной летописью Одессы конца двадцатых годов стали журналы "Блиски", "Провесень". Сотрудником первого из них был известный поэт, литературовед Владимир Гадзин-ский. Человек высокой образованности, он стал, как и Эдуард Багрицкий, для литературной молодежи "неофициальным лит-вузом". Благодаря его художественному чутью на страницах экспонируемых журналов опубликованы произведения Марии Пригары, Саввы Голованивского, Степана Крыжанивского и других, впоследствии ставших известными писателями, поэтами, литературными критиками.

Наряду с "Гартом", крупнейшей литературной организацией республики, был "Плуг", который объединил талантливую молодежь, пришедшую из украинского села учиться в институтах и техникумах. В одесском филиале "Плуга" начал свою деятельность талантливый поэт Панько Педа. На единственной сохранившейся фотографии он запечатлен совсем юным студентом литературного факультета Одесского педагогического института. Его книга "Перший рейд", единственная, вышедшая при жизни, не сохранилась. Лишь через тридцать лет появился сборник "Горять в огнi" (в экспозиции). Подготовил сборник к печати известный советский поэт-сатирик Степан Олейник.

Перу Степана Ивановича Олейника принадлежат страницы воспоминаний о литературной жизни Одессы двадцатых - тридцатых годов, активным участником которой он был. "В Одессе,- вспоминает поэт,- было несколько литературных организаций, и мы начали ходить на их вечера. Там я впервые увидел "живых" писателей - Микитенко, Багрицкого, Бабеля, Маяковского и много других молодых". В Одессе Степан Олейник завершил свое образование, здесь он определился как поэт и журналист. Экспозиция в фотографиях и документах отражает его путь от трудовой школы им. Леси Украинки (групповая фотография) до публикаций в харьковском журнале "Красное слово" и перехода на работу в республиканскую газету "ВктЬ> (экспонируется корреспондентский билет).

Материалы, рассказывающие о литературной жизни Одессы середины двадцатых - тридцатых годов, дают возможность видеть на примере одного города, как складывалась история советской литературы, как происходили становление и консолидация творческих сил советской литературы. К этому времени утрачивает свой смысл разделение писателей на "пролетарских", "крестьянских" и "попутчиков". 23 апреля 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление "О перестройке литературно-художественных организаций". В постановлении говорилось о создании единого союза всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве. Публикацией текста постановления открывается раздел экспозиции, посвященный Первому Всесоюзному съезду писателей 1934 года.

Всесоюзный съезд сыграл большую роль в сплочении писательских сил всей страны. Среди делегатов были писатели, чья творческая судьба тесно связана с нашим городом: Александр Корнейчук, Иван Микитенко, Юрий Олеша, Вера Инбер, Исаак Бабель и другие. Книги, написанные в 30-е годы, на- " глядно отражают черты нового мира. Издания этих лет широко представлены в экспозиции. Привлекает внимание книга Семена Кирсанова "Пятилетка".

В панораме периодики того времени достойное место занимают одесские журналы "Прибой", "Металеві дні", "Літературний Жовтень".

Душой журнала "Металеві дні" был поэт, журналист, прозаик Александр Дмитриевич Королевич, известный под псевдонимом Лесь Гомин. Значительный этап его творческой деятельности связан с Одессой. На страницах одесской периодики впервые появляются отрывки из его романа "Голгофа" - одного из замечательных антиклерикальных произведений украинской советской литературы. Полностью роман увидел свет уже после смерти автора, в 1959 году. А экспозиция знакомит с одной из первых публикаций фрагмента романа в журнале "Шквал", документами, фотографиями писателя как одесского периода, так и более ранними (девятнадцатилетний Александр Королевич в красноармейской шинели), фотографиями его друзей - одесских литераторов Нотэ Лурье и Александра Батрова. 

© sity-odessa

Создать бесплатный сайт с uCoz