Литературная Одесса

  

Становление и развитие советской драматургии, театра и кино в Одессе в 20-30-е годы

Экспозиция этого зала повествует о связях литературы с театром и кинематографом. В оформлении использованы детали сцены и кинозала. О богатой театральной жизни Одессы в 20-30-е годы свидетельствуют афиши, программы, газетные статьи, театральные журналы, представленные в экспозиции. Особое место занимают материалы, связанные с организацией в 1925 году и последующей деятельностью одесской Держдрамы (ныне Театр имени Октябрьской революции). Театр открылся спектаклем по пьесе "Поджигатели" А. В. Луначарского, который присутствовал на одной из последних репетиций. В разное время Держдрамой руководили Марко Терещенко, Василий Василько, другие известные мастера украинской сцены. В репертуаре его - лучшие пьесы Александра Корнейчука, Ивана Мики-тенко, Миколы Кулиша, Леонида Первомайского, Ивана Днипровского.

Иван Микитенко, украинский советский драматург, прозаик, поэт, был первым заведующим литературной частью театра. Именно в Одессе он начал свой творческий путь. "Я был тогда,- вспоминает он позднее,- студентом медицинского института, кандидатом партии и молодым писателем". О напряженной литературной работе Мики-тенко свидетельствуют документы той поры (представлены в экспозиции), автографы статей и стихотворения "Ленину". Привлекают внимание фотография 1929 года - Иван Мики-тенко с труппой украинского театра, программа спектакля по его пьесе "Диктатура". Именно этой пьесой, впервые поставленной в Одессе, он заявил о себе как талантливый драматург.

Одесскому зрителю посчастливилось побывать и на первой постановке пьесы "97". Ее автор - украинский советский драматург Микола Кулиш. Это было его первое драматическое произведение, но о нем, по словам А. В. Луначарского, "гремела вся Украина". Прижизненное издание пьесы, а также фотография, где Микола Кулиш снят с труппой киевского театра "Березиль", гастролировавшей в Одессе в 1925 году, экспонируются.

В творческом содружестве с коллективом Одесского украинского театра рождалась пьеса Александра Корнейчука "Гибель эскадры". Премьера состоялась 23 сентября 1933 года. "Одесса,- говорил впоследствии Александр Корнейчук,- это волнующие страницы моей личной и творческой биографии. Город навсегда вписался в мое сердце. Здесь, на премьере "Гибели эскадры", всей душой почувствовал и понял: я драматург". Пьеса выдержала более ста представлений за сезон, неизменно собирая полный зал зрителей. В витрине помещены фотографии сцен из спектакля и программа сотого представления. Экспонируется и рукописный фрагмент пьесы "Платон Кречет".

Пьесы украинских драматургов ставились и в Русском драматическом театре имени Иванова, созданном в 1927 году. Программы и буклеты, журналы и афиши представлены в экспозиции.
Активным помощником партии в строительстве новой жизни стал кинематограф молодой Страны Советов. В 1922 году в систему Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) вошла Одесская кинофабрика, на время ставшая, по сути, единственным центром кинопроизводства на Украине. Здесь снимались фильмы, ставшие впоследствии шедеврами советского кино. Крупнейшие его достижения связаны с деятельностью выдающегося режиссера и писателя Александра Петровича Довженко. Его путь в киноискусстве начинается с фильмов "Вася-реформатор" и "Ягодка любви", поставленных в Одессе.

В следующем фильме "Сумка дипкурьера" Довженко даже сыграл одну из ролей (в экспозиции есть фотография, на которой изображен светловолосый кочегар - в роли снялся Александр Довженко). Рядом демонстрируются рецензии, помещенные на страницах местной прессы на фильм "Зве-нигора", который вышел на экраны в 1927 году и свидетельствовал о рождении великого художника. Последним фильмом, снятым Довженко на Одесской кинофабрике, был "Арсенал". Фильм успешно продолжает тему революции, политической миссии художника, начатую в "Звенигоре". В экспозиции - обложка журнала "Шквал" с кадром из фильма. "Звенигорой" и "Арсеналом",- писал в 1930 году Микола Бажан,- начинается история украинского советского кино".

Неразрывно связано с Одесской кинофабрикой раннее творчество Юрия Ивановича Яновского, друга, единомышленника и соратника Александра Петровича Довженко. Он был главным художественным редактором кинофабрики, сценаристом и прозаиком. В 1926 году по его сценарию выходит фильм "Гамбург" - афиша в экспозиции. Здесь же - его рассказ "В ноябре", посвященный Александру Довженко и опубликованный в харьковском журнале "Всесвгг", журнал "Шквал" за 1928 год с рассказом "История пепельницы". Юрий Яновский и в прозе, и в драматургии всегда оставался пламенным романтиком. "Музыка моря,- сказал Микола Бажан,- вместе с музыкой степи гармонически сливались в героическом симфонизме его творчества".

Часто бывает в Одессе в те годы и Николай Платонович Бажан. Здесь он сотрудничает на кинофабрике. Близкая дружба связывает его с Яновским и Довженко. Поэтому рядом с их книгами в экспозиции представлены стихотворные сборники Бажана тридцатых годов. Представлен он и как кинодраматург (рекламный плакат фильма "Микола Джеря", снятого по его сценарию). Обращение к украинской классике было важным этапом в укреплении связей между кинематографом и литературой. Театральная и кинодраматургия двадцатых - тридцатых годов стала одним из передовых отрядов советской литературы. 

© sity-odessa

Создать бесплатный сайт с uCoz