Литературная Одесса

  

Прогрессивные направления литературной жизни Одессы 70—90-х годов XIX века

Экспозиция охватывает период 70-х и 90-х годов, когда пореформенная Россия встала на путь новых, капиталистических отношений. Литературный процесс этого периода связан с именами писателей нового поколения, писателей-народников, ставивших своей целью просвещение народа, освобождение его от социального гнета.

Первый комплекс зала посвящен литературной и пропагандистской деятельности революционеров-народников. В витринах представлены издания того времени для народного чтения, бесцензурные издания, выходившие за границей.

В Одессе 70—80-х годов действовали такие видные революционеры, члены организации "Народная воля", как А. И. Желябов, С. Л. Перовская, С. М. Степняк-Кравчинский, В. Н. Фигнер, Ф. В. Волховский. Их литературная деятельность была естественным продолжением деятельности политической. Поэтому наряду с материалами, отражающими страницы их революционной биографии, помещены публикации их художественных произведений и мемуаров.

В Одессе после десятилетней ссылки поселился видный участник народнического движения писатель и поэт, автор известной революционной песни "Замучен тяжелой неволей" Г. А. Мачтет. Он сотрудничал в "Одесском вестнике". Номер газеты с публикацией отрывка его рассказа и прижизненные издания произведений представлены в экспозиции.

С Одессой связано имя выдающегося писателя народнической эпохи Глеба Успенского. Именно отсюда в 1887 году он предпринимает четыре путешествия по Дунаю, в результате которых появляется ряд очерков, посвященных событиям в Болгарии 80-х годов. Эти очерки стали значительным явлением публицистики того времени. Один из них - "Непривычное положение" - экспонируется наряду с прижизненными изданиями основных произведений Г. И. Успенского.

В нашем городе прошли детские и юношеские годы талантливого писателя Н. Г. Гарина-Михайловского. Одесские впечатления легли в основу его автобиографических повестей "Детство Темы" и "Гимназисты". В экспозиции - прижизненные издания этих произведений, а также фотография Ришельевской гимназии, в которой он учился. Автобиографические сюжеты продолжают и две последующие повести - "Студенты", "Инженеры". Проблемы русской технической интеллигенции были особенно близки писателю, который и сам проявил себя как незаурядный инженер-путеец. Тетралогия, представленная в экспозиции,- главная книга Гарина-Михайловского. Рядом с книгами экспонируются оригинальные фотографии из семейного альбома, чернильница, подаренные музею внучкой писателя.

"Совестью земли русской" называли В. Г. Короленко, издателя либерально-народнического журнала "Русское богатство", виднейшего представителя русской демократической литературы. Материалы, отражающие творческие и биографические связи писателя с нашим городом, широко представлены в экспозиции зала.

Впервые Владимир Галактионович приехал в Одессу в октябре 1893 года. С тех пор бывал здесь неоднократно - в городе жила близкая ему семья двоюродного брата В. К. Туцевича.


Этому человеку посвящены многие страницы большого мемуарного труда В. Г. Короленко "История моего современника". Первый том этой книги с дарственной надписью автора В. К. Туцевичу помещен в экспозиции. (Кстати, второй том "Истории" впервые вышел в Одессе в 1919 году). Семья Туце-вичей долгие годы бережно хранила реликвии, связанные с В. Г. Короленко. Музей располагает ценным "короленков-ским" фондом: прижизненные издания произведений с автографами, гранки статей с авторскими правками, записки, рисунки, оригинальные фотографии - эти материалы представлены в витринах.

Отдельный комплекс зала посвящен связям с Одессой представителей литератур народов России. Во второй половине XIX века культура народов России продолжает развиваться по пути реализма, усиления демократических тенденций, борьбы за социальное освобождение трудящихся.

В 1863 году министр внутренних дел издал циркуляр, в котором было сказано, что "никакого малороссийского языка не было, нет и быть не может". Но украинская литература, тем не менее, существовала. Во второй половине XIX века она развивается в различных стилях, школах и направлениях. В экспозиции прослеживаются творческие связи с Одессой писателей-разночинцев - П. И. Нищинского, И. С. Нечуя-Левицкого, Днипровой Чайки (Л. А. Березиной).

В 1860 году в нашем городе поселился Петр Нищинский - талантливый деятель украинской демократической культуры, композитор, поэт и переводчик. Среди экспонатов обращают на себя внимание книги, написанные им в Одессе,- "Опыт элементарного руководства при изучении греческого языка в гимназиях и прогимназиях", а также переводы с древнегреческого на украинский язык "Антигоны" Софокла и "Илиады" Гомера.

В Одессе прошли годы учения писательницы Днипровой Чайки, народной учительницы, собирательницы песенного украинского фольклора. В экспозиции представлены ее произведения: книга "Знахарка", вышедшая в Одессе, рукопись рассказа, над которым работала Днипрова Чайка в последние годы жизни.
Витрина, посвященная И. С. Нечую-Левицкому, выдающемуся писателю-реалисту и сатирику, рассказывает о том, как в его творчестве отразились одесские впечатления. В экспозиции соседствуют виды Одессы семидесятых годов с поэтическими и жанровыми картинами жизни Украины. В этот период писатель создает одно из значительных произведений - повесть "Микола Джеря". Повесть отразила глубокие социальные противоречия самодержавной России. Ее удалось напечатать лишь через семь лет после написания. В экспозиции представлен альманах "Рада" за 1883 год с первой в России публикацией этого произведения.

Пребывание в Одессе отразилось на мировоззрении армянского поэта Аветика Исаакяна, который отбывал в 1898 году здесь политическую ссылку. В его поэзии усиливаются мотивы социального протеста. Впечатления от незнакомой ранее морской стихии сказываются в его поэтических произведениях. В витрине представлена рукопись одного из десяти стихотворений Исаакяна, написанных им в Одессе, книги и личные вещи, переданные музею внуком поэта.

Политические преследования привели в южный город и другого армянского литератора - Александра Ширванзаде (А. М. Мовсесяна). В нашем городе он работал над повестью "Меланья" и романом "Вардан Айрумян". Странички рукописи "Артиста" - повести, в которой дано описание Одессы,- представлены в экспозиции.

Экспозиция, посвященная классикам еврейской литературы Менделе Мойхер-Сфориму и Шолом-Алейхему, включает портреты писателей, прижизненные издания их произведений на русском и еврейском языках. Основоположник новой еврейской литературы Менделе Мойхер-Сфорим с 1881 года и до конца своих дней (1917) жил в Одессе. Его произведения заговорили о безрадостной жизни еврейской бедноты простым, понятным народу языком. Эту традицию развил крупнейший прозаик-реалист Шолом-Алейхем. В Одессе он прожил с 1890 по 1893 год, активно сотрудничая в местной прессе. Мотивы, навеянные картинами жизни Одессы, встречаются во многих его произведениях, в том числе знаменитом романе "Блуждающие звезды" (роман экспонируется).

Вышивка с латышским национальным орнаментом украшает витрину, посвященную народному поэту Латвии Андрею Пум-пуру. В Одессе он жил в 1878 году, работал над поэтическим переложением народного эпоса "Лачплесис". В экспозиции представлен сборник стихотворений поэта на латышском языке, обложка первого издания "Лачплесиса".

Подъем демократического освободительного движения, перемены в социально-экономическом развитии страны отразились в литературе того времени: в появлении новых героев, изменении тем и жанров, способах и приемах изображения жизни. 

Прогрессивные направления литературной жизни Одессы 70—90-х годов XIX века

Экспозиция охватывает период 70-х и 90-х годов, когда пореформенная Россия встала на путь новых, капиталистических отношений. Литературный процесс этого периода связан с именами писателей нового поколения, писателей-народников, ставивших своей целью просвещение народа, освобождение его от социального гнета.

Первый комплекс зала посвящен литературной и пропагандистской деятельности революционеров-народников. В витринах представлены издания того времени для народного чтения, бесцензурные издания, выходившие за границей.

В Одессе 70—80-х годов действовали такие видные революционеры, члены организации "Народная воля", как А. И. Желябов, С. Л. Перовская, С. М. Степняк-Кравчинский, В. Н. Фигнер, Ф. В. Волховский. Их литературная деятельность была естественным продолжением деятельности политической. Поэтому наряду с материалами, отражающими страницы их революционной биографии, помещены публикации их художественных произведений и мемуаров.

В Одессе после десятилетней ссылки поселился видный участник народнического движения писатель и поэт, автор известной революционной песни "Замучен тяжелой неволей" Г. А. Мачтет. Он сотрудничал в "Одесском вестнике". Номер газеты с публикацией отрывка его рассказа и прижизненные издания произведений представлены в экспозиции.

С Одессой связано имя выдающегося писателя народнической эпохи Глеба Успенского. Именно отсюда в 1887 году он предпринимает четыре путешествия по Дунаю, в результате которых появляется ряд очерков, посвященных событиям в Болгарии 80-х годов. Эти очерки стали значительным явлением публицистики того времени. Один из них - "Непривычное положение" - экспонируется наряду с прижизненными изданиями основных произведений Г. И. Успенского.

В нашем городе прошли детские и юношеские годы талантливого писателя Н. Г. Гарина-Михайловского. Одесские впечатления легли в основу его автобиографических повестей "Детство Темы" и "Гимназисты". В экспозиции - прижизненные издания этих произведений, а также фотография Ришельевской гимназии, в которой он учился. Автобиографические сюжеты продолжают и две последующие повести - "Студенты", "Инженеры". Проблемы русской технической интеллигенции были особенно близки писателю, который и сам проявил себя как незаурядный инженер-путеец. Тетралогия, представленная в экспозиции,- главная книга Гарина-Михайловского. Рядом с книгами экспонируются оригинальные фотографии из семейного альбома, чернильница, подаренные музею внучкой писателя.

"Совестью земли русской" называли В. Г. Короленко, издателя либерально-народнического журнала "Русское богатство", виднейшего представителя русской демократической литературы. Материалы, отражающие творческие и биографические связи писателя с нашим городом, широко представлены в экспозиции зала.

Впервые Владимир Галактионович приехал в Одессу в октябре 1893 года. С тех пор бывал здесь неоднократно - в городе жила близкая ему семья двоюродного брата В. К. Туцевича.


Этому человеку посвящены многие страницы большого мемуарного труда В. Г. Короленко "История моего современника". Первый том этой книги с дарственной надписью автора В. К. Туцевичу помещен в экспозиции. (Кстати, второй том "Истории" впервые вышел в Одессе в 1919 году). Семья Туце-вичей долгие годы бережно хранила реликвии, связанные с В. Г. Короленко. Музей располагает ценным "короленков-ским" фондом: прижизненные издания произведений с автографами, гранки статей с авторскими правками, записки, рисунки, оригинальные фотографии - эти материалы представлены в витринах.

Отдельный комплекс зала посвящен связям с Одессой представителей литератур народов России. Во второй половине XIX века культура народов России продолжает развиваться по пути реализма, усиления демократических тенденций, борьбы за социальное освобождение трудящихся.

В 1863 году министр внутренних дел издал циркуляр, в котором было сказано, что "никакого малороссийского языка не было, нет и быть не может". Но украинская литература, тем не менее, существовала. Во второй половине XIX века она развивается в различных стилях, школах и направлениях. В экспозиции прослеживаются творческие связи с Одессой писателей-разночинцев - П. И. Нищинского, И. С. Нечуя-Левицкого, Днипровой Чайки (Л. А. Березиной).

В 1860 году в нашем городе поселился Петр Нищинский - талантливый деятель украинской демократической культуры, композитор, поэт и переводчик. Среди экспонатов обращают на себя внимание книги, написанные им в Одессе,- "Опыт элементарного руководства при изучении греческого языка в гимназиях и прогимназиях", а также переводы с древнегреческого на украинский язык "Антигоны" Софокла и "Илиады" Гомера.

В Одессе прошли годы учения писательницы Днипровой Чайки, народной учительницы, собирательницы песенного украинского фольклора. В экспозиции представлены ее произведения: книга "Знахарка", вышедшая в Одессе, рукопись рассказа, над которым работала Днипрова Чайка в последние годы жизни.
Витрина, посвященная И. С. Нечую-Левицкому, выдающемуся писателю-реалисту и сатирику, рассказывает о том, как в его творчестве отразились одесские впечатления. В экспозиции соседствуют виды Одессы семидесятых годов с поэтическими и жанровыми картинами жизни Украины. В этот период писатель создает одно из значительных произведений - повесть "Микола Джеря". Повесть отразила глубокие социальные противоречия самодержавной России. Ее удалось напечатать лишь через семь лет после написания. В экспозиции представлен альманах "Рада" за 1883 год с первой в России публикацией этого произведения.

Пребывание в Одессе отразилось на мировоззрении армянского поэта Аветика Исаакяна, который отбывал в 1898 году здесь политическую ссылку. В его поэзии усиливаются мотивы социального протеста. Впечатления от незнакомой ранее морской стихии сказываются в его поэтических произведениях. В витрине представлена рукопись одного из десяти стихотворений Исаакяна, написанных им в Одессе, книги и личные вещи, переданные музею внуком поэта.

Политические преследования привели в южный город и другого армянского литератора - Александра Ширванзаде (А. М. Мовсесяна). В нашем городе он работал над повестью "Меланья" и романом "Вардан Айрумян". Странички рукописи "Артиста" - повести, в которой дано описание Одессы,- представлены в экспозиции.

Экспозиция, посвященная классикам еврейской литературы Менделе Мойхер-Сфориму и Шолом-Алейхему, включает портреты писателей, прижизненные издания их произведений на русском и еврейском языках. Основоположник новой еврейской литературы Менделе Мойхер-Сфорим с 1881 года и до конца своих дней (1917) жил в Одессе. Его произведения заговорили о безрадостной жизни еврейской бедноты простым, понятным народу языком. Эту традицию развил крупнейший прозаик-реалист Шолом-Алейхем. В Одессе он прожил с 1890 по 1893 год, активно сотрудничая в местной прессе. Мотивы, навеянные картинами жизни Одессы, встречаются во многих его произведениях, в том числе знаменитом романе "Блуждающие звезды" (роман экспонируется).

Вышивка с латышским национальным орнаментом украшает витрину, посвященную народному поэту Латвии Андрею Пум-пуру. В Одессе он жил в 1878 году, работал над поэтическим переложением народного эпоса "Лачплесис". В экспозиции представлен сборник стихотворений поэта на латышском языке, обложка первого издания "Лачплесиса".

Подъем демократического освободительного движения, перемены в социально-экономическом развитии страны отразились в литературе того времени: в появлении новых героев, изменении тем и жанров, способах и приемах изображения жизни. 

© sity-odessa

Создать бесплатный сайт с uCoz