Литературная Одесса

  

Печать и издательское дело в Одессе второй половины XIX - начала XX веков

...Я и мои друзья хорошо знаем, какую заметную роль сыграл Влас Михайлович (Дорошевич) в истории газетного фельетона.
К. Чуковский

Экспозиция зала выполнена в виде динамического фотомонтажа из газетных листов, журнальных обложек, заголовков изданий и фрагментов хроники городской жизни и передает особый колорит рубежа XIX и XX веков, заключавшийся в нарастании революционного подъема масс. Композицию дополняют атрибуты репортерской профессии - старинные фотоаппарат, пишущая машинка, блокнот.

Острота политических событий, вовлечение все больших народных масс в общественную жизнь, равно как и технический прогресс, вызвали увеличение наименований и тиражей периодических изданий. Так, в 1895 году в Одессе выходило девять газет и журналов общего характера и тринадцать специальных. Местная печать этого периода носит, в основном, либерально-буржуазный характер. Коммерческие интересы выдвигались на первый план. Прогрессивное слово пробивалось с большим трудом, так как отмена предварительной цензуры в 1865 году не коснулась провинциальной печати. Тем не менее, культурный уровень одесской прессы и ее читателей довольно высок.

Сотрудничали в одесских газетах в разное время И. А. Бунин, А. И. Куприн, Д. Н. Мамин-Сибиряк. На страницах одесских изданий публиковались рассказы и очерки Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, А. Н. Толстого, В. М. Гаршина. Местная пресса знакомила читателя и с творчеством выдающихся украинских литераторов - И. Я. Франко, М. М. Коцюбинского, Леси Украинки. Экземпляры газет и журналов с публикациями произведений этих писателей помещены в экспозиции.

Среди одесских изданий семидесятых годов наиболее прогрессивной была газета "Правда" (1877-1880). В ней печатались подробные журнальные обозрения, литературно-критические статьи. Газета анализировала общественную и экономическую жизнь Одессы и других городов. На ее страницах появились сообщения о зарождении рабочего движения на юге Украины. Местной цензуре указывалось из Петербурга на то, что газета стала усваивать характер бесцензурных изданий как по тону, так и по содержанию.
До 1894 года продолжает выходить старейшая газета "Одесский вестник". В зале демонстрируется один из ее номеров. Представлены и популярные в то время газеты "Одесский листок" и "Одесские новости", а также медаль к 35-летию основания последней.

Через Одессу доставлялась на Украину и распространялась здесь ленинская "Искра". Она оказала огромное влияние на развитие революционного движения, на воспитание классовой сознательности трудящихся. На страницах газеты сообщалось, в частности, и о росте революционных настроений в Одессе.
В период первой российской революции в Одессе с 29 ноября по 11 декабря 1905 года издавалась газета "Коммерческая Россия", которая являлась органом объединенной социал-демократической организации города. Однако следует подчеркнуть, что меньшевики стремились проводить в ней свою, оппортунистическую линию. Вспоминая о своей работе в этой газете, видный большевик С. И. Гусев писал: "Дрались мы из-за каждой статьи, из-за каждой заметки, но все же, помнится, мне удалось придать газете "приличный", почти большевистский вид".

В 1908 году одесским большевикам удалось издать четыре номера нелегальной газеты "Одесский рабочий" (редактор В. В. Боровский). Спустя два года Одесский комитет РСДРП подготовил выпуск нелегальной газеты "Рабочий". В. В. Боровский написал для первого номера передовую статью "Наши задачи". Но в ночь с 8 на 9 января 1910 года полиция разгромила типографию и конфисковала тираж.

Большевики умело использовали легальную буржуазную печать. В зале экспонируется страница "Одесского курьера" со статьей В. И. Ленина "Евгений Потье". В 1907-1912 годах - в период реакции и нарастания нового революционного подъема - в одесских газетах активно сотрудничает В. В. Боровский, член Одесского комитета РСДРП. Он публикует многочисленные статьи общественно-политического и литературного характера. Литературно-критическая деятельность Воровского подробнее будет представлена в зале "Литература предоктябрьского десятилетия", а данный раздел лишь знакомит с его публикацией в газете "Наше слово".

Центральное место экспозиции отведено оригиналу большевистской газеты "Голос пролетария", выходившей в Одессе в 1917-1918 годах.

Среди одесских журналов, представленных в экспозиции, выделяются "По морю и суше" (1895-1896) и "Жизнь юга" (1897). В них публиковались произведения А. М. Горького, Ивана Франко, М. М. Коцюбинского, П. А. Грабовского, В. Г. Короленко. Рядом расположены одесские юмористические журналы начала XX века. Превращение юмористической прессы из легковесно-зубоскальной ("Оса", "Пчелка") в обличительно-сатирическую ("Звон", "Крокодил") было обусловлено ростом революционного движения.
Нашли отражение в экспозиции и творческие связи с одесской прессой В. М. Дорошевича, А. М. Дерибаса, К. И. Чуковского.

Влас Дорошевич - известный русский сатирик, публицист - вошел в историю русской журналистики как "король фельетона". Его творчество отличалось демократическими тенденциями, он оказал большое влияние на лексику публицистических жанров. В 1893 году Дорошевич, уже известный московский журналист, приезжает на юг и становится сотрудником "Одесского листка". Его острые фельетоны вызвали резкое недовольство местных властей. Журналисту было приказано покинуть город в течение 24 часов. В 1894 году Дорошевич возвращается в Одессу. Несколько лет он сотрудничает в местной печати. Фельетоны этого периода вошли в книгу "Одесса, одесситы и одесситки", представленную в экспозиции. Рядом - том сочинений В. М. Дорошевича с публикацией сахалинских очерков, которые явились результатом его поездки на остров ссыльных и каторжан в 1897 году. Дополняют раздел записная книжка журналиста, документы, письма.

Известный краевед, журналист, библиограф Александр Дерибас, внучатый племянник одного из основателей города - И. Дерибаса, автор известной книги "Старая Одесса". Его литературная деятельность началась в газете, где он был сначала репортером, затем театральным рецензентом. В 1870 году публикуются его рассказы из городской жизни. Долгое время он собирает материалы из истории города. Они легли в основу книги очерков "Старая Одесса", которая вышла в свет в 1913 году. Рядом с экземпляром этого издания в экспозиции - рукописи очерков Дерибаса, публикации из газеты "Одесский листок", план переиздания книги "Старая Одесса"", фотографии с автографами Александра Михайловича.

С одесской прессой связано и начало литературного творчества выдающегося советского писателя, критика, литературоведа, переводчика Корнея Ивановича Чуковского, чье детство и юность прошли в этом городе. Историю своего исключения  из  пятой  одесской  гимназии  он впоследствии опишет в книге "Серебряный герб". Эта книга с авторскими правками представлена в экспозиции. Рядом - юбилейный номер газеты "Одесские новости" за 1909 год с портретом молодого Чуковского и его автографом. "К вечно юному вопросу" - так называлась первая публикация писателя на страницах этой газеты в 1901 году. С этого времени газета регулярно публикует статьи и интервью молодого журналиста о философии и литературе. Летом 1905 года Чуковский становится свидетелем одного из ярких событий первой русской революции - восстания на броненосце "Потемкин", что нашло отражение в мемуарах "1905, июнь".

Отдельная витрина посвящена издательскому делу в Одессе. Здесь представлены издания художественных произведений, трудов по точным наукам и технике, исследования по истории, философии, социальной культуре, интерес к которым стимулируется ходом общественного развития. Авторы многих книг - преподаватели Новороссийского университета.

Несмотря на существовавшие ограничения, книжные издательства выпускали как художественную, так и научно-популярную литературу на украинском языке. В витрине представлены произведения классиков русской литературы и исследования о них, социально-публицистическая литература, книги зарубежных авторов, а также фотографии одной из крупнейших одесских типографий.

Таким образом, прогрессивное одесское книгоиздательство и публицистика второй половины XIX - начала XX веков в значительной степени способствовали как популяризации творчества передовых художников слова, так и формированию политических и литературно-эстетических взглядов широких демократических слоев. 

© sity-odessa

Создать бесплатный сайт с uCoz